- Эскиз
- ЭСКИЗ — термин, заимствованный из живописи. В литературе применяется как в области научных и критических произведений, так и в области произведений художественных. И в той, и в другой, соответственно своему значению в изобразительных искусствах, означает набросок, общий очерк, охватывающий основную тему в целом, с какой-либо точки зрения, но исключающий детализацию. Подобно тому, как и в живописи, — в литературе эскиз может рассматриваться как подготовительная работа в создании художественного произведения, может рассматриваться и как нечто самостоятельное.В первом своем значении эскиз сопровождает всякую почти литературную работу. Об этом свидетельствуют имеющиеся в нашем распоряжении черновики писателей. Пушкин имел обыкновение заносить на бумагу предварительный план задуманных работ. Рукописи Достоевского хранят по нескольку подобных набросков к одному и тому же роману. Они свидетельствуют о том, что в момент их создания художественный замысел не был еще достаточно отчетлив: в них отображены многочисленные переделки и изменения. Хотя эскиз, в значении подготовительного наброска к художественному произведению, неминуемо сам должен уже обладать некоторыми художественными достоинствами, но, по существу своему, он относится скорее к области психологии творчества, чем к теории словесного искусства.Во втором же своем значении, как самостоятельное художественное произведение, эскиз обладает и самостоятельными чисто-художественными особенностями. Подобного рода произведения наиболее характерны для наших дней, и распространение этого литературного жанра, несомненно, связано с принципами импрессионизма (см. этот термин).В области литературно-исследовательской примером подобного рода эскизов может служить «Книга масок» Реми де-Гурмон, где даются в немногих основных линиях общие очертания ряда современных поэтов. В русской литературе таким примером может служить книга Айхенвальда «Силуэты русских писателей» (где даже самое название это подчеркивает эскизный характер письма). Исходя из мысли, что художественное произведение существует лишь в восприятии, что его эффекты рождаются из контакта писателя и читателя, Айхенвальд утверждает неизбежную субъективность всякого критического исследования. Благодаря этому, критика и не может никогда претендовать на окончательное, неизменное значение. Сознательно применяемый субъективный метод приближает наброски Айхенвальда к типу художественных набросков. Эта близость подчеркивается и самой формой «силуэтов»: считая работу критика продолжением работы поэта, Айхенвальд пользуется, как материалом, не только идеями, но и образами и словарем, какие он находит у того или иного из рассматриваемых авторов. Это — наиболее испытанный и действенный прием художественно-критического эскиза.В области художественной прозы образцом эскиза могут служить импрессионистически построенные стихотворения в прозе И. Анненского («Посмертные стихи», Пгр., 1923). В области стихотворных форм эскизами можно назвать большинство лирических пейзажей Верлена. И для того, и для другого характерна туманность, неопределенность образов и полное почти отсутствие внешнего, объективного сюжета. Из двух стихий поэтического слова — динамической и статической — в эскизе преобладает вторая. Так, импрессионистические эскизи Верлена являют очевидное преобладание статики: восприятие поэта медлит на одних и тех же линиях и красках. Наиболее отчетливый у него пример — пьеса: Dans l'interminable ennui de la plaine, перед нами чисто живописное задание — равнина, покрытая снегом, над нею — тусклый, с медяным оттенком свод неба, на горизонте мутно серые очертания леса, и надо всем поникло бледное лицо умирающего месяца: пейзаж неподвижный, застывший. Статичность стихотворения подчеркнута и ритмическим его строением: здесь всего шесть строф, и из них первая повторяется целиком в последней, вторая — целиком в четвертой.Эскиз встречается в художественной литературе и как часть крупного произведения: эскизом можно назвать некоторые описания и характеристики, напр., у Гоголя.Валентина Дынник.
Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. — М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель. Под ред. Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. 1925.